Поскольку война России с Украиной продолжается, Москва стремится ужесточить контроль над своим внутренним Интернетом, отключая приложения, созданные технологическими гигантами США, даже в то время как другие фирмы вывели свои собственные услуги из страны.
Но движение по подражанию Интернету, существующему в Китае, — возможно, самой ограниченной онлайн-среде в мире-еще далеко, и российским гражданам все еще удается обойти контроль в системе, сообщили аналитики некоторых it-кампаний.
За последние несколько лет такие кампании, как владелец Facebook Meta, Google и Twitter, работали в непростой обстановке в России.
Они столкнулись с давлением со стороны правительства, чтобы удалить контент, который Кремль считает неблагоприятным. The Washington Post сообщила в этом месяце, что российские агенты угрожали посадить в тюрьму руководителя Google, если компания не удалит приложение, которое вызвало гнев президента Владимира Путина. И компании живут под угрозой ограничения их услуг.
В то время как российский интернет становился все более контролируемым, граждане все еще могли получить доступ к этим глобальным сервисам, что делало их воротами к информации, отличной от поддерживаемых государством СМИ или прокремлевских источников.
Но война с Украиной снова поставила американских технологических гигантов под перекрестие, поскольку желание Путина еще больше контролировать информацию возрастает.
Instagram теперь заблокирован в России после того, как его материнская компания Meta позволила пользователям в некоторых странах призывать к насилию против президента России и военных в контексте вторжения в Украину. Facebook был заблокирован в России на прошлой неделе после того, как он ввел ограничения на поддерживаемые правительством новостные издания. Доступ к Twitter сильно ограничен.
Эти инциденты подчеркивают, как крупные технологические компании должны сбалансировать свое стремление к большому рынку, такому как Россия, с растущими требованиями к цензуре.
“Для западных технологических компаний в начале конфликта они приняли стратегическое решение поддержать Украину. Министерство иностранных дел России и его надзорный орган в области СМИ и Интернета Роскомнадзор не ответили на запрос CNBC о комментариях.”Россия не может сделать это за одну ночь”
Министерство иностранных дел России и его надзорный орган в области СМИ и Интернета Роскомнадзор не ответили на запрос CNBC о комментариях.
“Россия не может сделать это за одну ночь”
Ужесточение онлайн-контроля России возродило разговоры о “сплинтернете” — идее, что два или более расходящихся интернета будут работать во все более отдельных онлайн-мирах.
Нигде это разделение не яснее, чем в Китае, где заблокированы сервисы Google, Meta, Twitter и иностранных новостных организаций.
Например, вместо WhatsApp граждане Китая используют WeChat, популярное приложение для обмена сообщениями с более чем 1 миллиардом пользователей. Поиск Google заменен Baidu. Weibo заменяет Twitter.
Массивная система цензуры в стране, известная как Великий брандмауэр, развивалась более двух десятилетий и постоянно совершенствуется.
Даже виртуальные частные сети, сервисы, которые могут маскировать местоположение и личность пользователей, чтобы помочь им перепрыгнуть через брандмауэр, трудно получить обычным гражданам Китая.
В то время как усиление контроля над Интернетом в России, вероятно, ускорит этот толчок к дивергентным интернетам, страна далека от создания чего-либо близкого к техническим возможностям, стоящим за ограничениями Китая.
“Китайским властям потребовались годы, чтобы добраться туда, где они находятся сегодня. И за это время их стратегия эволюционировала и адаптировалась. Россия не может сделать это за одну ночь”, – сказал Чарли Смит, основатель GreatFire.org, организация, которая следит за цензурой в Китае.
Пол Триоло, старший вице-президент по Китаю и лидер по технологической политике в стратегической консультативной фирме Albright Stonebridge Group, сказал, что китайская система позволяет “интернет-цензорам и интернет-контроллерам гораздо больше возможностей для мониторинга трафика, отключать географические районы, в том числе вплоть до уровня блоков в городах, и быть очень точными в своем таргетинге на оскорбительный трафик или пользователей”.
Это то, что Россия не может повторить, добавил он.
Дыры в российском брандмауэре
Китайским гражданам трудно обойти жесткий контроль Пекина за Интернетом. Правительство регулярно закрывает VPN-приложения, которые являются лучшим вариантом для обхода Великого брандмауэра.
Но россияне смогли избежать попыток Кремля подвергнуть Интернет цензуре. VPN наблюдают всплеск загрузок из России.
Тем временем Twitter запустил версию своего веб-сайта на Tor, сервисе, который шифрует интернет-трафик, чтобы помочь замаскировать личность пользователей и предотвратить слежку за ними.
“Путин, похоже, недооценил как уровень технической подкованности своих граждан, так и их готовность искать обходные пути для продолжения доступа к неофициальной информации, а также множество новых инструментов и услуг, а также обходные пути и каналы, которые появились за последние пять лет, что позволяет людям, которые действительно хотят сохранить доступдля этого внешним информационным каналам”, – сказал Триоло из группы Олбрайт Стоунбридж.
Воспользуются ли этим китайские фирмы?
Поскольку американские и европейские фирмы приостанавливают бизнес в России, китайские технологические компании могут воспользоваться этим. Многие из них, от Alibaba до производителя смартфонов Realme, уже имеют там бизнес.
До сих пор китайские компании хранили молчание по вопросу российско-украинской войны.
Пекин отказался назвать войну России на Украине “вторжением” и не присоединился к санкциям США, Евросоюза, Японии и других стран против Москвы.
Поэтому это сложный путь для китайских корпораций.
“До сих пор, похоже, не поступало никаких указаний от центральных властей Китая о том, как компании должны справляться с санкциями или экспортным контролем, поэтому компании с большим следом за пределами Китая, вероятно, будут неохотно бороться с ограничениями”, – сказал Триоло.
“Они будут очень осторожны в определении пожеланий Пекина здесь, взвешивая, как справиться с требованиями старых и новых российских клиентов, и оценивая риски для своих более широких операций по продолжению сотрудничества с санкционированными организациями конечных пользователей”.
По словам Пракаша, китайцы, вероятно, будут делать свои шаги в зависимости от тона Пекина.
“Если Пекин продолжит молчаливо поддерживать Москву, то у китайских технологических фирм есть несколько возможностей. Самая большая возможность для этих компаний-заполнить пробел, который западные компании создали, когда они вышли из России”, – сказал он. “Способность этих компаний наращивать свое присутствие и доходы в России огромна”.